Дорогая, я люблю тебя … до глубины души

комедии Уильяма Шекспира « Венецианский купец » героиня пьесы Порция поет:

Скажи мне, где рождается фантазия,
Или в сердце, или в голове.

Если посмотреть на валентинки, становится ясно, что фантазия рождается в сердце, а не в голове; на всех картах есть красные сердца. Но они все неправы. На самом деле любовь живет в мозгу.

Несоответствие сердца любви было убедительно продемонстрировано хирургами по пересадке сердца. Реципиенты сердца не влюбляются в любовниц умерших доноров, несмотря на Голливуд. Несомненно, это доказывает, что где бы ни обитала любовь, в сердце ее нет.

Дальнейшая поддержка истинного дома любви исходит от неврологии. Это показывает, что любовь представляет собой сложную функцию , включающую в себя оценку, целенаправленную мотивацию, вознаграждение, представление о себе и образ тела — ничего из этого нельзя найти в сердце.

На правильном пути

Взгляд Гиппократа на телесное происхождение чувств сегодня можно преподавать на любом факультете неврологии. 

Исторически ошибочное приписывание любви сердцу восходит к древним египтянам третьего тысячелетия до нашей эры. Они считали сердце вместилищем мысли, памяти, воли и эмоций. Сердце, желудок и кишечник считались важными для загробной жизни, но не мозг. Перед погребением древние египтяне по неосторожности выбрасывали мозг, поэтому на протяжении тысячелетий фараоны прибывали в загробную жизнь безмозглыми.

Проблема с мозгом в том, что, в отличие от сердца, он не трепещет, когда влюбленные целуются.

Ученым, которому приписывают открытие взаимосвязи между разумом и мозгом, был Алкмеон (около 520–450 гг. до н. э.; возможно, ученик Пифагора), живший в грекоязычной колонии Кротон (Кротон сегодняшней южной Италии). Считается, что Алкмеон пришел к своему удивительному выводу, заметив, что все чувства связаны с мозгом через структуры, подобные каналам. Сегодня мы называем их нервами.

Считается, что концепция Алкмеона перешла на остров Кос, где работал Гиппократ (460–370 гг. до н. э.), самый выдающийся врач древности. Гиппократ выразил удивительно современный взгляд:

Люди должны знать, что из мозга, и только из мозга, возникают наши удовольствия, радости, смех и шутки, так же как и наши печали, боль, печали и слезы. Благодаря ему, в частности, мы думаем, видим, слышим и отличаем безобразное от прекрасного, дурное от хорошего, приятное от неприятного…

Взгляд Гиппократа сегодня можно преподавать на любом факультете неврологии.

Шаг назад

Потом дела с мозгом надолго пошли под откос. Платон (429–347 до н. э.) сохранял первенство мозга и приписывал ему вместилище разумной, бессмертной души. Но в своем тройственном разделении души он запутал дело и приписал сердцу эмоциональную душу.

В то время как Платон сохранил за эмоциями первенство мозга, его ученик Аристотель поместил местопребывание души в сердце. 

Сильнейший удар по мозгу был нанесен Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), учеником Платона, величайшим биологом-классиком и первым анатомом. Аристотель заметил, что у людей самый большой мозг для их размера тела, но, как ни странно, он приписал мозгу простую функцию буквального охлаждения крови. Он поместил местопребывание души в сердце.

Взгляды Аристотеля были отвергнуты как абсурдные Галеном (130–201 гг. н.э.), который был поклонником Гиппократа и служил врачом римского императора Марка Аврелия. Гален предположил, что психическая пневма (разум) находится в желудочках мозга и через нервы получает сенсорную информацию и контролирует мышцы.

Кардиоцентрическая (сосредоточенная на сердце, Аристотель) и энцефалоцентрическая (сосредоточенная на мозге, Гален) теории психики/разума/эмоций боролись друг с другом до рассвета современной науки.

Технология и правда

Современная наука не только отвергла сердце как вместилище любви, но и добилась прогресса в выявлении конкретных структур мозга, участвующих в эротических, когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентах любви.

Первая крупная работа на эту тему была опубликована в 2000 году. Исследователи изучали активность мозга людей, которые были глубоко влюблены, с помощью функциональной МРТ , когда испытуемые просматривали фотографии своих партнеров (по сравнению с просмотром друзей того же возраста и пола).

Кардиоцентрическая и энцефалоцентрическая теории психики/разума/эмоций боролись друг с другом до рассвета современной науки. 

Хвостатое тело/скорлупа (область мозга, получающая дофамин и связанная с вознаграждением), медиальная островковая доля (мультисенсорная область, участвующая в распределении внимания и контроле частоты сердечных сокращений) и передняя поясная извилина (область, участвующая в вегетативной регуляции, эмоциях и эмоциях). обсессивно-компульсивное поведение). Миндалина (область, связанная со страхом) была деактивирована.

С тех пор исследователи расширили эти наблюдения, показав, что сексуальное желание и любовь задействуют некоторые общие структуры мозга , которые способствуют телесным ощущениям, ожиданиям вознаграждения и социальному познанию.

Представление о том, что любовь обитает не в сердце, а в мозгу, теперь так же прочно утвердилось, как и теория антропогенного глобального потепления. Ясно, что пришло время отказаться от ошибочной кардиоцентрической теории любви, и в День святого Валентина влюбленные обмениваются изображениями органа, действительно ответственного за их эмоции, форма которого так же прекрасна, как и форма сердца.