ственная склонность сравнивать себя с другими, намеренно или нет, онлайн или офлайн. Такие сравнения помогают нам оценить наши собственные достижения , навыки, личность и наши эмоции. Это, в свою очередь, влияет на то, как мы видим себя.
Но какое влияние эти сравнения оказывают на наше благополучие? Это зависит от того, насколько мы сравниваем.
Сравнивая себя в социальных сетях с людьми, которым хуже, чем нам, мы чувствуем себя лучше . Однако, сравнивая себя с людьми, у которых дела обстоят лучше, мы вместо этого чувствуем себя неполноценными или неполноценными . Платформа социальных сетей, которую мы выбираем, также влияет на наш моральный дух, как и кризисные ситуации, такие как пандемия COVID-19.
Будучи аспирантом психологии, я изучаю инцелей — мужчин, которые воспринимают неприятие женщин как причину своего невольного безбрачия. Я считаю, что социальное сравнение, которое играет такую же роль в этих маргинальных группах, как и среди населения в целом, влияет на наше общее благополучие в эпоху социальных сетей.
Оптимальный уровень сравнения
Считается, что степень социального сравнения, которое проводят люди, влияет на степень их мотивации. Согласно исследованию, проведенному учеными из Рурского университета в Бохуме, Германия, существует оптимальный уровень воспринимаемой разницы между собой и другими , который максимизирует эффект социального сравнения.
В частности, если мы видим, что значительно превосходим других, у нас не будет мотивации к совершенствованию, потому что мы уже чувствуем, что находимся в хорошем положении. Тем не менее, если мы считаем себя очень низкими, у нас не будет мотивации к улучшению, поскольку цель кажется слишком сложной для достижения.
Иными словами, отмечают исследователи, за пределами или ниже оптимального уровня воспринимаемой разницы между собой и другим человек уже не прилагает никаких усилий. Воспринимая себя как неполноценного, человек будет испытывать негативные эмоции, чувство вины и заниженную гордость и чувство собственного достоинства.
Нереальные сравнения в социальных сетях
Таким образом, социальные сравнения имеют последствия как для нашего поведения, так и для нашего психологического благополучия. Однако сравнение себя с другими за ужином в ресторане не обязательно имеет тот же эффект, что и сравнение себя с другими на Facebook. Легче придумать захватывающее существование или приукрасить определенные аспекты вещей на платформе социальных сетей, чем в реальной жизни .
Появление социальных сетей, которые позволяют нам делиться контентом там, где мы всегда представляемся в лучшем свете, заставило многих исследователей задуматься о возможности того, что это усиливает нереалистичные сравнения.
Исследования показывают, что чем больше времени люди проводят в Facebook и Instagram, тем больше они сравнивают себя в социальном плане. Это социальное сравнение связано, среди прочего, с более низкой самооценкой и более высокой социальной тревожностью.
Исследование, проведенное учеными из Национального университета Сингапура , объясняет эти результаты тем, что люди обычно предоставляют позитивную информацию о себе в социальных сетях. Они также могут улучшить свой внешний вид, используя фильтры, которые создают впечатление, что между ними и другими есть большая разница.
В свою очередь, исследователи, работающие в Facebook, заметили, что чем больше люди просматривали контент, в котором люди делились положительными аспектами своей жизни на платформе, тем чаще они сравнивали себя с другими .
COVID-19: менее негативное социальное сравнение
Однако может ли эффект этого сравнения в особенно стрессовом контексте, таком как пандемия COVID-19, быть другим?
Исследование, проведенное исследователями из Университета Коре в Энне, Италия, показало, что до карантина высокий уровень социальных онлайн-сравнений был связан с большим стрессом, одиночеством и менее удовлетворительной жизнью. Но во время самоизоляции этого уже не было .
Одной из причин этого может быть то, что, сравнивая себя с другими во время изоляции, люди чувствовали, что разделяют один и тот же трудный опыт. Это уменьшило негативное влияние социальных сравнений. Таким образом, сравнение себя с другими в Интернете в трудные времена может стать положительной силой для улучшения отношений и разделения чувств страха и неуверенности.
Различный эффект в зависимости от социальных сетей
Существуют различия в зависимости от того, какую платформу социальных сетей использует человек. Исследователи из Университета Лотарингии, Франция, считают , что платформы социальных сетей не следует смешивать в одну кучу .
Например, использование Facebook и Instagram связано с более низким самочувствием, а Twitter — с более положительными эмоциями и более высокой удовлетворенностью жизнью. Одно из возможных объяснений: Facebook и Instagram, как известно, являются местами для позитивной самопрезентации, в отличие от Twitter, где более уместно делиться своими реальными мнениями и эмоциями.
Попытка получить социальную поддержку в социальных сетях во время пандемии COVID-19 может реактивировать негативные эмоции, а не высвобождать их, в зависимости от того, какую платформу социальных сетей использует человек.
Многие вещи побуждают нас сравнивать себя в социальном плане. Нравится нам это или нет, социальные сети раскрывают нам больше этих мотивов. В зависимости от типа контента, которым мы делимся, будь то положительный или отрицательный, мы склонны ссылаться на него, когда мы оцениваем себя. Делиться контентом, который заставляет нас чувствовать себя хорошо и получать похвалу от других, приятно, но вы должны учитывать влияние этих сообщений на других.
Тем не менее, в целом я считаю, что рассказ о своих трудностях словами, изображениями или видео может иметь положительный эффект и принести психологическую пользу.